?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Врёт как очевидец

Вчера у chuliganka зашла речь о ненадёжности человеческой памяти и свидетельств очевидцев. Психолог Элизабет Лофтус  посвятила этой теме целую серию исследований. 
В одном из её знаменитых экспериментов, каждый из 24 участников получил буклет, в котором были описаны  три реальных события из его детства, воссозданных с помощью родственников, и одно фальшивое о том, как он потерялся в магазине в возрасте пяти лет (заранее опрошенные родственники подтвердили, что ничего подобного с участниками эксперимента не происходило).

После того как испытуемые ознакомились с содержанием буклета, их попросили записать всё что они помнят об упомянутых событиях.  В случае если  испытуемый не помнил описанное событие, он должен был написать "я этого не помню".
Из 72 (24х3) реальных событий участники вспомнили 49. Что удивительно, семеро из 24-х испытуемых "вспомнили"  и событие, которое в действительности никогда не происходило (потерялся в магазине), причем еще и с дополнительными деталями.

Второй эксперимент Лофтус  демонстрирует с какой лёгкостью человеческой памятью можно манипулировать.
Испытуемым показали короткий фильм об автомобильной аварии и попросили ответить на несколько вопросов по содержанию фильма.
Одной группе испытуемых был задан вопрос: " С какой скоростью двигались автомобили перед тем, как врезаться друг в друга? Другой - "С какой скоростью двигались автомобили перед тем, как столкнуться друг с другом?"
Следующий вопрос был одинаковый для всех участников: "Видели ли вы разбитое стекло?" (никаких разбитых стёкол в фильме не было).
В первой группе число участников  ответивших на второй вопрос утвердительно, было вдвое(!) больше чем во второй. То есть слово врезаться провоцировало на дачу ложных показаний о разбитом стекле в значительно большей степени чем слово столкнуться.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
vikoushka
Apr. 23rd, 2012 05:49 pm (UTC)
Ох, люблю такие опыты! А что ещё они делали?
ztatyan28
Apr. 23rd, 2012 07:17 pm (UTC)
Вот описание ещё одного эксперимента Лофтус
"В качестве испытуемых отобрали тех, кто хотя бы раз в своей жизни побывал в «Диснейленде». Всем им был показан фильм, рекламировавший всевозможные аттракционы этого парка. Понятно, что этот фильм испытуемые смотрели с радостным чувством узнавания знакомых образов. Правда, один из этих образов был вмонтирован в фильм искусственно. Это был актер в костюме кролика Баггз Бани, пожимавший руки посетителям у входа в парк. Уж с ним-то никто из испытуемых в реальности не мог столкнуться – по той причине, что кролик был вовсе не персонажем диснеевского фильма, а продуктом конкурентов – кинокомпании «Уорнер Бразерс», так что в царстве Диснея находиться никак не мог.
Потом всех испытуемых просили подробно рассказать о своих впечатлениях о посещении ими «Диснейленда». По ходу рассказа экспериментатор не раз задавал уточняющие вопросы – а были ли там-то, видели ли то-то? Свыше трети опрошенных (36%) на вопрос, довелось ли им пожать лапу кролику, подтвердили этот «факт»."
vikoushka
Apr. 23rd, 2012 08:54 pm (UTC)
Класс! Интересно в гебисты проходят ли такую школу манипуляции?
alise84
Apr. 24th, 2012 03:58 am (UTC)
И гебисты, и журналисты, и агенты по продажам)
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 05:08 am (UTC)
Наверняка. А вообще то Лофтус начала свои исследования после того как по Америке прокатилась эпидемия исков против родителей и других близких родственников. Выросшие дети утверждали что в раннем детстве подверглись сексуальным домогательствам. Причём "вспоминали" об этих ужасах они, как правило, на приёме у психотерапевта. По крайней мере, в нескольких случаях выяснилось, что это были ложные воспоминания, инспирированные вопросами психотерапевта.
natali_ya
Apr. 23rd, 2012 05:55 pm (UTC)
Второй пример произвёл на меня особое впечатление, спасибо!
Дело в том, что я давно интересуюсь тем, как СМИ могут манипулировать общественным сознанием, ведь даже и придраться невозможно: врезались или столкнулись. Подбирай нужные слова и... Тем более, если человек читает одну и ту же газету из года в год, то он будет полностью под твоим влиянием.
ztatyan28
Apr. 23rd, 2012 07:02 pm (UTC)
Да, это верно. Как было доказано в другом эксперименте, такого рода внушение может быть эффективней чем гипноз.
alise84
Apr. 23rd, 2012 07:45 pm (UTC)
Есть совершенно безобидные вроде бы слова: некий, как-то, какой-то...
А как звучит: "Некий журналист. какой-то правозащитник, как-то не сложилось впечаление..."
pirrattka
Apr. 23rd, 2012 08:07 pm (UTC)
Точно-точно.
Помню, как Акунин Корсова "неким" назвал (ну, в посте о Чайковском, который не мог никому отказать). И сразу складывается картиночка: какая-то мелкая сошка докучает великому. А "сошка" эта знаменитостью в то время была.
alise84
Apr. 23rd, 2012 08:15 pm (UTC)
Ну Акунин еще назвал "певичкой" оперную певицу, первую исполнительницу крупных партий в нескольких генделевских операх. ГШ, как говорят мои дети, не утруждает себя Википедией. А впечатление, совершенно верно, остается.
pirrattka
Apr. 23rd, 2012 08:09 pm (UTC)
Ох, вот у меня уж точно не память, а сто рублей убытку... Если помню, что надо в каком-то месте налево свернуть - можно держать пари, что сворачивать надо направо.
ztatyan28
Apr. 23rd, 2012 08:19 pm (UTC)
По-моему, проблемы с ориентировкой на местности это просто вторичный половой признак.
pirrattka
Apr. 23rd, 2012 08:23 pm (UTC)
:)) Ну вот, а в мифах наоборот женщины всяких бестолковых героев из лабиринтов выводят...
ztatyan28
Apr. 23rd, 2012 08:33 pm (UTC)
Только с помощью навигатора клубка ниток
iris_flower0802
Apr. 24th, 2012 05:33 am (UTC)
А если я хороший штурман, значит, ущербная женщина?)
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 09:07 am (UTC)
Ирина, вы прекрасное исключение из правил. Причём не только в том что касается ориентировки на местности:)
iris_flower0802
Apr. 24th, 2012 11:15 am (UTC)
Я такая вся исключительная, ах как приятно...)))))))
Танечка, Вы меня так совсем разбалуете.)
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 02:22 pm (UTC)
:)
super_kakadu
Apr. 23rd, 2012 08:37 pm (UTC)
Да-да, это очень интеррресная тема, и у меня есть одна исторррия в заначке, всё хочу пост написать. =)
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 05:09 am (UTC)
Будем ждать:)
super_kakadu
Apr. 24th, 2012 05:10 am (UTC)
Теперррь точно поррра, а то два года уже собиррраюсь. =))
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 05:12 am (UTC)
Я вспоминала об этих экспериментах с памятью, когда читала у вас о том как в мемуарах разные люди по-разному вспоминают об одном и том же событии:)
super_kakadu
Apr. 24th, 2012 05:19 am (UTC)
Но там, пожалуй, немного дррругое - они помнили по-ррразному, потому что эти эпизоды были для них соверрршенно по-ррразному эмоционально окрррашены.
ztatyan28
Apr. 24th, 2012 05:35 am (UTC)
Да, конечно. Хотя и у Лофтус люди, которые слышали слово врезаться, больше "вспоминали" разбитое стекло, потому что оно эмоционально более насыщенно чем слово столкнуться.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

ztatyan28
ztatyan28

Latest Month

February 2013
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars